Рерих (Nicholas
Roerich), Николай Константинович (1874-1947) – русский живописец,
театральный художник, ученый, писатель, путешественник, общественный
деятель и философ; человек-легенда, одна из самых ярких фигур
русского символизма и модерна. Родился в Петербурге 27 сентября (9
октября) 1874 в семье нотариуса. В 1893 поступил в Петербургский
университет, где занимался на юридическом факультете, и одновременно
в Академию художеств, где работал в мастерской А.И.Куинджи. Учился
также в студии Кормона в Париже (1900–1901). До революции жил
преимущественно в Петербурге, много путешествовал. На рубеже веков
написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова
Великого, Изборска и других старинных русских городов (1899–1904,
Музей искусства народов Востока, Москва; другие собрания). Сцены
минувшего предстают в его картинах в виде красочных
символов-обобщений: Гонец (Восстал род на род), 1902; Город строят,
1902; Бой, 1906; история трактуется как цепь таинственных
космических знаков (Небесный бой, 1912, Русский музей, Петербург;
Короны, 1914, Музей русского искусства, Киев). Средоточием образов
нередко становятся легендарные фигуры героев и святых
(Пантелеймон-целитель, 1916, Третьяковская галерея, Москва; Три
радости, 1916, Русский музей). Этапным для сценографии модерна
явился театральный дизайн, феерически-красочный и в то же
время «режиссерски»
соучаствующий в ритмике спектакля (Пер Гюнт Г.Ибсена в московском
Художественном театре, 1912; Весна священная И.Ф.Стравинского, – где
Рёрих выступил и соавтором либретто, – для антрепризы С.П.Дягилева в
Париже, 1913; Князь Игорь А.П.Бородина для той же антрепризы в
Лондоне, 1914). Исполнил и целый ряд монументально-декоративных
работ, однако наиболее значительные его произведения в этой области
(росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском,
1911–1914; панно Сеча при Керженце и Покорение Казани для Казанского
вокзала в Москве, 1915–1916) не сохранились вообще, либо дошли до
нас в виде фрагментов. Сперва не приняв революцию и выразив свой
ужас перед ее вандализмом в символической драме Милосердие (1918),
мастер, оказавшись за финской границей, с 1918 жил за рубежом. В
1920 переехал в США, основав там вместе с женой Е.И.Шапошниковой
«Общество Агни-Йоги» для распространения учения «Живой Этики»,
призванного морально усовершенствовать человечество на базе древних
религий, прежде всего буддизма, и современной теософии. В 1923
начинает из Сиккима свою Трансгималайскую экспедицию с целью
исторического и топографического изучения Центральной Азии;
экспедиция дважды пересекает последнюю, пройдя через труднодоступные
районы Индии, Монголии и Тибета.
Приехав через Синьцзян в Москву
(1925), устанавливает контакты с советским руководством, а в
1926–1928 через Алтай возвращается в Сикким. Постоянной резиденцией
Рёриха становится Институт гималайских исследований (Институт
Урусвати – от санскритского слова, означающего «утреннюю зарю») в
долине Кулу близ Наггара (шт. Химачал-Прадеш, Северная Индия),
организованный им в 1929. Духовным итогом путешествий явились книги
Алтай-Гималаи, Сердце Азии и Шамбала (1927–1930), написанные в
своеобразном, как бы «мистико-археологическом» жанре, полном ярких
поэтических образов. Еще более известны изобильные живописные итоги
этих лет – написанные темперой, тоже завораживающе-яркие,
«самоцветные» пейзажи, где величественная горная природа сочетается
с символами древних вер (цикл картин Майтрейя, 1926, Художественный
музей, Нижний Новгород; и многие другие). Все больше сил Рёрих с
супругой отдают теософии, понимаемой ими не только как мистическое,
но и как общественное движение. Последователей Рёрихов в разных
странах увлекает и провозглашенная им просветительская миссия охраны
памятников истории и искусства от разрушительного натиска
современной цивилизации. Свои философские проповеди художник собрал
в книгах Держава Света (1931) и Твердыня пламенная (1933).
Рериховские же идеи «Мира через культуру» в итоге были воплощены в
специальном Пакте его имени, который лег в основу международной
конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах,
заключенной в Гааге в 1954. В поздний период мастер по-прежнему
активно работал как живописец; вести с фронтов Второй мировой войны
вдохновили его на национально-романтический цикл на темы русских
былин. Он написал также огромные циклы мемуарных очерков (Листы
дневника, 1934–1935; Моя жизнь, 1936–1947). Его верными соратниками
всегда оставались жена и сыновья – востоковед Юрий Рёрих (1902–1960)
и художник Святослав Рёрих (1904–1993). Умер Рёрих в Кулу 13 декабря
1947. Музей Рёриха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. В Москве же
(помимо специального отдела искусства Н.Н. и С.Н.Рёрихов в Музее
искусства народов Востока) с 1992 существует Международный центр
Рёрихов со своим собственным музеем. Биографическая
справка подготовлена на основе материалов
http://www.krugosvet.ru/