Николай Рерих Портрет  

вернуться в раздел   Живопись

  Николай Рерих.  

 
 
Николай Рерих Заморские гости

"Заморские гости"
1901, Третьяковская галерея

Рерих (Nicholas Roerich), Николай Константинович (1874-1947) – русский живописец, театральный художник, ученый, писатель, путешественник, общественный деятель и философ; человек-легенда, одна из самых ярких фигур русского символизма и модерна. Родился в Петербурге 27 сентября (9 октября) 1874 в семье нотариуса. В 1893 поступил в Петербургский университет, где занимался на юридическом факультете, и одновременно в Академию художеств, где работал в мастерской А.И.Куинджи. Учился также в студии Кормона в Париже (1900–1901). До революции жил преимущественно в Петербурге, много путешествовал. На рубеже веков написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов (1899–1904, Музей искусства народов Востока, Москва; другие собрания). Сцены минувшего предстают в его картинах в виде красочных символов-обобщений: Гонец (Восстал род на род), 1902; Город строят, 1902; Бой, 1906; история трактуется как цепь таинственных космических знаков (Небесный бой, 1912, Русский музей, Петербург; Короны, 1914, Музей русского искусства, Киев). Средоточием образов нередко становятся легендарные фигуры героев и святых (Пантелеймон-целитель, 1916, Третьяковская галерея, Москва; Три радости, 1916, Русский музей). Этапным для сценографии модерна явился театральный дизайн, феерически-красочный и в то же  
Николай Рерих Христос в пустыне

"Христос в пустыне"
1933, Международный центр Рерихов

 
Николай Рерих Святой остров

"Святой остров"
1917

Николай Рерих Армагеддон

"Армагеддон"
1936

время «режиссерски» соучаствующий в ритмике спектакля (Пер Гюнт Г.Ибсена в московском Художественном театре, 1912; Весна священная И.Ф.Стравинского, – где Рёрих выступил и соавтором либретто, – для антрепризы С.П.Дягилева в Париже, 1913; Князь Игорь А.П.Бородина для той же антрепризы в Лондоне, 1914). Исполнил и целый ряд монументально-декоративных работ, однако наиболее значительные его произведения в этой области (росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, 1911–1914; панно Сеча при Керженце и Покорение Казани для Казанского вокзала в Москве, 1915–1916) не сохранились вообще, либо дошли до нас в виде фрагментов. Сперва не приняв революцию и выразив свой ужас перед ее вандализмом в символической драме Милосердие (1918), мастер, оказавшись за финской границей, с 1918 жил за рубежом. В 1920 переехал в США, основав там вместе с женой Е.И.Шапошниковой «Общество Агни-Йоги» для распространения учения «Живой Этики», призванного морально усовершенствовать человечество на базе древних религий, прежде всего буддизма, и современной теософии. В 1923 начинает из Сиккима свою Трансгималайскую экспедицию с целью исторического и топографического изучения Центральной Азии; экспедиция дважды пересекает последнюю, пройдя через труднодоступные районы Индии, Монголии и Тибета.

Николай Рерих Великий дух Гималаев Николай Рерих Мать Мира Николай Рерих Оттуда Николай Рерих Знаки Христа

"Великий дух Гималаев" 1923

"Жемчуг исканий"
1920-е

"Мать мира"
1924

"Оттуда"
(From Beyond)

"Знаки Христа"
1924


Николай Рерих Баян Николай Рерих Стража Гималаев Николай Рерих Святой Сергий Николай Рерих Весть Шамбалы Николай Рерих Витязь

"Баян"
1910

"Стража Гималаев"
1926

"Святой Сергий"
1932

"Весть Шамбалы"
1933

"Витязь"
1910


Николай Рерих Знамение Николай Рерих Странник Николай Рерих Легенда

"Знамение" 1915

"Странник"

"Легенда" 1923


Николай Рерих Лотос Николай Рерих Великая жертва Николай Рерих Ангел последний

"Лотос"

"Великая жертва" 1912

"Ангел последний" 1942


Приехав через Синьцзян в Москву (1925), устанавливает контакты с советским руководством, а в 1926–1928 через Алтай возвращается в Сикким. Постоянной резиденцией Рёриха становится Институт гималайских исследований (Институт Урусвати – от санскритского слова, означающего «утреннюю зарю») в долине Кулу близ Наггара (шт. Химачал-Прадеш, Северная Индия), организованный им в 1929. Духовным итогом путешествий явились книги Алтай-Гималаи, Сердце Азии и Шамбала (1927–1930), написанные в своеобразном, как бы «мистико-археологическом» жанре, полном ярких поэтических образов. Еще более известны изобильные живописные итоги этих лет – написанные темперой, тоже завораживающе-яркие, «самоцветные» пейзажи, где величественная горная природа сочетается с символами древних вер (цикл картин Майтрейя, 1926, Художественный музей, Нижний Новгород; и многие другие). Все больше сил Рёрих с супругой отдают теософии, понимаемой ими не только как мистическое, но и как общественное движение. Последователей Рёрихов в разных странах увлекает и провозглашенная им просветительская миссия охраны памятников истории и искусства от разрушительного натиска современной цивилизации. Свои философские проповеди художник собрал в книгах Держава Света (1931) и Твердыня пламенная (1933). Рериховские же идеи «Мира через культуру» в итоге были воплощены в специальном Пакте его имени, который лег в основу международной конвенции о защите культурных ценностей при вооруженных конфликтах, заключенной в Гааге в 1954. В поздний период мастер по-прежнему активно работал как живописец; вести с фронтов Второй мировой войны вдохновили его на национально-романтический цикл на темы русских былин. Он написал также огромные циклы мемуарных очерков (Листы дневника, 1934–1935; Моя жизнь, 1936–1947). Его верными соратниками всегда оставались жена и сыновья – востоковед Юрий Рёрих (1902–1960) и художник Святослав Рёрих (1904–1993). Умер Рёрих в Кулу 13 декабря 1947. Музей Рёриха был открыт в 1924 в Нью-Йорке. В Москве же (помимо специального отдела искусства Н.Н. и С.Н.Рёрихов в Музее искусства народов Востока) с 1992 существует Международный центр Рёрихов со своим собственным музеем.
Биографическая справка подготовлена на основе материалов http://www.krugosvet.ru/

вернуться в раздел   Живопись

 

Hosted by uCoz