|
Перов ВасилийКартины и биографияВасилия Перова |
вернуться в раздел: Живопись |
|
Перов Василий Григорьевич (Perov Vasily) (1833—1882), русский живописец, один из организаторов общества «Товарищество передвижников». Автор жанровых картин («Сельский крестный ход на Пасхе», 1861), проникнутых сочувствием к народу («Проводы покойника», 1865, «Тройка», 1866), психологических портретов («А. Н. Островский», 1871; «Ф. М. Достоевский», 1872). Родился 21 декабря 1833 года в Тобольске. Незаконный сын барона Г. К. Криденера; фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок. Учился Василий Перов в Арзамасской школе живописи (1846-1849) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-1861), в частности у С. К. Зарянко. Жил и работал в Москве, а в 1862-1864 в Париже (пенсионер Академии художеств). Василий Перов испытал особое влияние творчества П. А. Федотова, а также французской журнальной сатирической графики и немецкого бытового жанра дюссельдорфской школы. Перов был одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Ранние картины живописца Перова Василия Григорьевича проникнуты анекдотически «обличительным» настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство («Проповедь в селе», 1861; «Чаепитие в Мытищах», 1862); художник Перов тщательно выписывал характеры персонажей своих картин и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту. |
|
||||||||||||||
Чаепитие в Мытищах, близ Москвы, 1862, Третьяковская галерея, Москва | Тройка. Ученики-мастеровые везут воду, 1866, Третьяковская галерея | |||||||||||||||
|
| |||||||||||||||
На железной дороге, 1868 Третьяковская галерея, Москва |
Отпетый, 1873 Исторический музей, Москва |
Любовь к анекдоту сохраняется у
Перова и позже (картина «Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866,
Третьяковская галерея, Москва). Сатирическое настроение, однако же,
с годами ослабевает, сменяясь драматической экспрессией либо
добродушным юмором. Колорит Перова обрел новую, более острую,
тональную выразительность в таких картинах, как «Проводы покойника»
(1865) и «Тройка. Ученики мастеровые везут воду» (1866; обе — там
же); крестьянские похороны в первом случае и эпизод из жизни
обездоленных детей-подмастерьев во втором предстают уже не просто
социальной сатирой, но драмой об «униженных и оскорбленных», по
смыслу своему общечеловеческой. Сила символико-психологического обобщения — и соответственно параллели с прозой Достоевского, — еще более значительны в «Утопленнице» и в особенности в картине «Последний кабак у заставы» (обе — 1868, там же). Туманный утренний город за фигурой женщины-самоубийцы и в картине с кабаком закат, гаснущий за городской чертой кажутся роковым порубежьем, придающим серой бытовой среде подобие земного ада. |
Блаженный 1875-1879 |
Портрет писателя Ф. М. Достоевского, 1872 |
Странник 1870 |
Портрет драматурга А. Н. Островского, 1871 |
Дети-сироты на кладбище, 1864 |
Последний кабак у заставы, 1868 | Охотники на
привале 1871 |
Рыболов 1871 |
Проводы
покойника 1865 |
Сельский крестный ход на Пасхе, 1861 |
Перов внес также большой вклад в
искусство портрета. Живописец создал образы ряда известных деятелей
русской культуры («А. Н. Островский», 1871; «В. И. Даль», «М. П.
Погодин», оба — 1872; все — Третьяковская галерея). Портрет Ф. М.
Достоевского кисти Перова (1872, там же) считается лучшим живописным
изображением писателя. Персонажи Перова, — в том числе крестьянин
«Фомушка-сыч» (1868) или купец И. С. Камынин (1872; оба — там же),
полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего
социального и культурного статуса; яркая индивидуальность порой
сочетается в них с беспрецедентной (для русской портретной традиции
тех лет) напряженностью духовной жизни, иногда на грани мучительного
трагизма (как в портрете Ф. М. Достоевского). Мягкой юмористической разрядкой на этом фоне кажутся жанровые композиции 1870-х годов («Птицелов», 1870; «Охотники на привале», 1871; «Рыболов», 1871; все — Третьяковская галерея). Созерцая простых обывателей с их отнюдь не героической, но все же «человечкиной» душой, Перов здесь —если говорить о литературных параллелях — приближается к Н. С. Лескову. Впрямую его литературные симпатии сказываются в картине «Старики-родители на могиле сына» (1874, там же), написанной как иллюстрация к финалу тургеневских «Отцов и детей». Сам художник обнаруживает и писательский талант (рассказы из народной жизни «Тетушка Марья», 1875; «Под крестом», 1881). В поздний период своего творчества Перов стремится к созданию грандиозных, обобщающих образов национальной истории. Однако законченные исторические картины Перова («Суд Пугачева», 1875, Исторический музей, Москва, вариант — 1879, Русский музей; «Никита Пустосвят. Спор о вере», 1880-1881, Третьяковская галерея) не принадлежат к числу его шедевров, поскольку как раз должной степени монументального обобщения в них и не удается достичь. Среди учеников Перова (когда он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1871-1882 годах) были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин и другие художники. Скончался Василий Григорьевич Перов 29 мая (10 июня) 1882 года в селе Кузьминки (ныне Москва). |