Батони Помпео Автопортрет

Батони Помпео

Картины и биография
Помпео Батони
вернуться
в раздел: 
Живопись
Батони Аполлон и две музы
Батони (Batoni Pompeo) Помпео Джироламо (1708-1787), известный итальянский живописец стиля рококо и неоклассицизма. Родился в Лукке, в семье ювелира. Вероятно уроки отцовского ремесла сказались в последовательной приверженности Батони к ювелирной отточенности и изяществу формы. Учился в Риме у Агостино Мазуччи и Себастьяно Конка. Первые произведения, в которых общих чертах оформляется стиль Батони, относятся к началу 1730-х годов. Судьба Батони сложилась удачно. Он не имел недостатка в заказах на алтарные образы и аллегорические картины. Слава портретиста привлекала в его мастерскую высшую аристократическую знать. Искусство Батони не знало конфликтов с общественным вкусом и находило неизменное признание у современников. Основное направление работ Батони - картины на мифологические и аллегорические сюжеты ("Падение Симона-мага", 1741, Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме; "Ахилл у дочерей царя Ликомеда", 1745, Флоренция, Уффици; "Диана и Купидон", 1761, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; "Святое семейство", 1777; "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком", 1765; "Воздержанность Сципиона Африканского", 1772 - все три Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и портреты (императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского, Художественно-исторический музей, Вена; портрет маркиза Джона Монтермера, собрание герцога Баклей, Ратлэнд и др.).
В ранних работах Помпео Батони сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага"). Однако изучение творчества Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его стиль. Все чаще художник стал обращаться к сюжетам с аллегорическим подтекстом, в которых немаловажное значение приобретает идея доблести, победы долга над личными привязанностями. Меняется и формальный строй работ Помпео Батони. Художественный язык становится ясным, строгим, форма обозримой, классические мотивы легко узнаются в позах, в трактовке лиц, рисунке обнаженных тел.
Батони Диана и Купидон
Аполлон и две музы, 1741
Вилянувский дворец, Варшава
Диана и Купидон, 1761
Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Батони Сладострастие
Батони Меркурий, коронующий Философию, Мать Искусств
Сладострастие, 1747
Эрмитаж, Санкт-Петербург
Меркурий, коронующий Философию, Мать Искусств, 1747
Батони Портрет принцессы Гиацинты Орсини
Батони Портрет Томаса Уильяма Коука
Портрет принцессы Гиацинты Орсини, 1758, Частное собрание Портрет Томаса Уильяма Коука
1770-е, Частная коллекция
В композиционных решениях художника рассудочный, рациональный характер получает преимущество над эмоционально-непосредственным выражением. Однако неоклассический стиль работ Помпео Батони нередко носит поверхностный характер, классические элементы порой облегчаются легкой игривой линией, невесомостью и изяществом формы, сглаженной, почти миниатюрной манерой письма. В искусстве Батони не могли не сказаться и реалистические тенденции, характерные для итальянской живописи XVIII века.

Батони Помпео Batoni Pompeo Батони Помпео Batoni Pompeo Батони Помпео Batoni Pompeo Батони Помпео Batoni Pompeo Батони Помпео Batoni Pompeo
Ахилл у дочерей царя Ликомеда
1745
Портрет маркиза
Джона Монтермера

1750-е
Бракосочетание
Амура и Психеи

1756
Портрет кардинала
Жан-Франсуа де Рожешуара
, 1762
Портрет Эдварда Августа, герцога Йоркского, 1764

Батони Помпео Batoni Pompeo Батони Помпео Batoni Pompeo Батони Помпео Batoni Pompeo Батони Помпео Batoni Pompeo Батони Помпео Batoni Pompeo
Геркулес на распутье между Добродетелью
и Пороком
, 1765
Портрет баронессы
леди Мэри Фокс

1767
Хирон возвращает Ахилла его матери Фетиде
1770
Портрет императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского Портрет сэра Грегори Пейдж-Тернера
1768

Но и в этом аспекте позиция художника Батони оставалась двойственной, нередко в одном произведении проявлялись весьма разнородные симпатии мастера. Например, в "Святом семействе" композиция делится на две стилистически различные части. Группа Богоматери с младенцем Христом на руках и с Иоанном Крестителем, помещенная слева, изображена в условном неоклассическом духе. Иосиф, на мгновение оторвавшийся от чтения книги, чтобы взглянуть на играющего Христа, и протягивающая к младенцу руки святая Анна изображены как конкретные персонажи, с простонародными чертами лиц. Наиболее цельное и полное выражение реалистические тенденции искусства Помпео Батони нашли в портретном жанре, где живопись всегда следует за действительностью.

Батони Помпео Batoni Pompeo Батони Помпео Batoni Pompeo Батони Помпео Batoni Pompeo Батони Помпео Batoni Pompeo Батони Помпео Batoni Pompeo
Кентавр Хирон, обучающий Ахилла, 1770 Папа Пий VI
1775
Воздержанность Сципиона Африканского, 1770-1772 Князь в Риме,
Чарльз Робертс
, 1778
Графиня Сан Мартино
1785

Батони Помпео Batoni Pompeo Батони Помпео Batoni Pompeo Батони Помпео Batoni Pompeo Батони Помпео Batoni Pompeo Батони Помпео Batoni Pompeo
Торжество Республики Сан-Марино, 1740 Экстаз святой Екатерины Сиенской Портрет сенатора Аббондио Реццонико, 1756 Портрет Чарльза Кроула, 1762 Дон Жозе Мониньо и Редондо, 1775

Лучшие портреты кисти Батони написаны серьезно, вдумчиво, с глубоким проникновением в характер изображаемого человека. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета. Его модели обычно расположены на фоне античных ваз, саркофагов, статуй, колонн, хотя в ранних работах преобладает нейтральный фон. Чаще всего художник писал знатных лиц. К одной из лучших портретных работ раннего периода творчества Батони относится портрет кардинала Колонна ди Шарра, написанный около 1750 года. Величественная, полная достоинства фигура кардинала четким силуэтом вырисовывается на темном, почти нейтральном фоне. Художнику Батони удалось соблюсти меру между подробностью прорисовки деталей одежды, рук, костюма и классической ясностью, лаконизмом художественного языка. Индивидуальная характеристика сочетается с классицизирующим идеалом, словно накладывающимся на живую натуру, нейтрализующим ее случайные проявления. Несмотря на яркость психологической характеристики портретируемых, им всегда присуще и нечто общее: аристократическое достоинство, эмоциональность, но вместе с тем и особое, "философское" состояние. Творчество Батони в целом знаменует начало нового направления европейского стиля живописи - классицизма конца XVIII столетия.

Hosted by uCoz