|
|
|
Дега (Degas) Эдгар
(1834–1917), французский живописец, график и скульптор. Учился в
парижской Школе изящных искусств (1855–1856), в 1854–1859 ездил в
Италию изучать искусство Раннего Возрождения побывал также в США
(1872–1873) и Испании. В юности испытал влияние Энгра, усилившее
пристрастие Дега к выявлению линейной основы живописной формы. Начав
со строгих по композиции исторических картин и портретов (“Семейство
Беллелли”, около 1858, Музей Орсе, Париж), Дега в 1870-е годы
сблизился с представителями импрессионизма, обратился к изображению
современной городской жизни – улиц, кафе, театральных представлений
(“Площадь Согласия”, около 1875; “Абсент”, 1876, Музей Орсе, Париж).
Во многих произведениях Дега показывает характерность поведения и
облика людей, порожденную особенностями их быта, выявляет механизм
профессионального жеста, позы, движения человека, его пластическую
красоту (“Гладильщицы”, 1884, Музей д'Орсе). В утверждении
эстетической значимости жизни людей, их обыденных занятий
сказывается своеобразный гуманизм творчества Дега. Искусству Дега
присуще соединение прекрасного, порой фантастического, и
прозаического: передавая во многих балетных сценах праздничный дух
театра (“Звезда”, пастель, 1878, Музей Орсе, Париж). Художник, как
трезвый и тонкий наблюдатель, одновременно фиксирует скрывающийся за
нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (“Экзамен танца”,
пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). Произведения Дега с их
строго выверенной и одновременно динамичной, часто асимметричной
композицией, точным гибким рисунком, неожиданными ракурсами ,
активным взаимодействием фигуры и пространства сочетают кажущиеся
непредвзятость и случайность мотива и архитектоники картины с
тщательной продуманностью и расчетом. Поздние работы Дега выделяются
интенсивностью и богатством колорита, которые дополняются эффектами
искусственного освещения, укрупненными, почти плоскостными формами,
стесненностью пространства, придающей им напряженно-драматический |
|
|
|
|
|
|
|
|
"Ванная" 1885,
Музей Хилл Стид, Фармингтон |
| |
|
|
|
|
|
|
характер (“Голубые танцовщицы”,
пастель, Государственный музей изобразительных искусств, Москва). С
конца 1880-х годов Дега много занимался скульптурой, добиваясь
выразительности в передаче мгновенного движения (“Танцовщица”,
бронза, Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн). |
|